Иллюстрированный самоучитель по Assembler


Способы адресации - часть 7


Мы рассмотрели три важнейших способа адресации: регистровую, непосредственную и прямое обращение к памяти. Все остальные режимы адресации относятся к группе косвенной адресации памяти, когда в определении адреса ячейки памяти участвует один или несколько регистров процессора. Рассмотрим последовательно эти режимы.


Регистровая косвенная (базовая и индексная). Адресуется память (байт или слово). Относительный адрес ячейки памяти находится в регистре, обозначение которого заключается в прямые скобки. В МП 86 косвенная адресация допустима только через регистры ВХ, ВР, SI и DI. При использовании регистров ВХ или ВР адресацию называют базовой, при использовании регистров SI или DI - индексной.

Преобразуем приведенный выше пример, чтобы продемонстрировать использование косвенной адресации через регистр.

mov AX,0B800h ;Сегментный адрес


mov ES,AX ; видеобуфера в ES


mov BX,2000 ;Смещение к середине экрана


mov byte ptr ES:[ВХ], ' ! ' ;Символ на экран

Настроив ES, мы засылаем в регистр ВХ требуемое смещение (для разнообразия к середине видеобуфера, который имеет объем точно 4000 байт), и в последней команде засылаем код в видеобуфер с помощью косвенной базовой адресации через пару регистров ES:BX с указанием замены сегмента (ES:).

Если косвенная адресация осуществляется через один из регистров ВХ, SI или DI, то подразумевается сегмент, адресуемый через DS, поэтому при адресации через этот регистр обозначение DS: можно опустить:

mov AX,0B800h ;Сегментный адрес


mov DS,AX ;видеобуфера в DS


mov BX,2000 ;Смещение к середине экрана


mov byte ptr [ВХ], ' ! ' ;Символ на экран

Кстати, этот фрагмент немного эффективнее предыдущего в смысле расходования памяти. Из-за отсутствия в коде последней команды префикса замены сегмента он занимает на 1 байт меньше места.

Регистры ВХ, SI и DI в данном применении совершенно равнозначны, и с одинаковым успехом можно воспользоваться любым из них:

mov D1,2000 ;Смещение к середине экрана


mov byte ptr [DI] , ' ! ' ;Символ на экран




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин