Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта

https://lehome.ru/katalog/divanykushetki/?f_modern          

Миниатюрный интерпретатор языка al0.



  Миниатюрный интерпретатор языка AL0.

        игра( Поз)

где Поз - выбранная начальная позиция. Если в позиции Поз ходит противник, то программа принимает его ход, в противном случае - "консультируется" с таблицей советов, приложенной к программе, порождает форсированное дерево и делает свой ход в соответствии с этим деревом. Так продолжается до окончания игры, которое обнаруживает предикат конец_игры (например, если поставлен мат).

Форсированное дерево - это дерево ходов, представленное в программе следующей структурой:

        Ход . . [ Ответ1 . . Фдер1, Ответ2 . . Фдер2, . . . ]

Здесь ".." - инфиксный оператор; Ход - первый ход "игрока"; Ответ1, Ответ2, ... - возможные ответы противника; Фдер1, Фдер2, ... - форсированные поддеревья для каждого из этих ответов.

    Программа на языке советов для эндшпиля
                 "король и ладья против короля"
2.    Программа на языке советов для эндшпиля
                 "король и ладья против короля"

Общий принцип достижения выигрыша королем и ладьей против единственной фигуры противника, короля, состоит в том, чтобы заставить короля отступить к краю доски или, при необходимости, загнать его в угол, а затем поставить мат в несколько ходов. В детальном изложении эта стратегия выглядит так:

line();

Повторять циклически, пока не будет поставлен мат (постоянно проверяя, что не возникла патовая позиция и что нет нападения на незащищенную ладью):

    (1)        Найти способ поставить королю противника мат в два хода.



    (2)        Если не удалось, то найти способ уменьшить ту область доски, в которой
                король противника "заперт" под воздействием ладьи.

    (3)        Если и это не удалось, то найти способ приблизить своего короля к королю
                противника.

    (4)        Если ни один из элементарных советов 1, 2, или 3 не выполним, то найти
                способ сохранить все имеющиеся к настоящему моменту "достижения" в
                смысле (2) и (3) (т. е. сделать выжидающий ход).

    (5)        Если ни одна из целей 1, 2, 3 или 4 не достижима, то найти способ получить
                позицию, в которой ладья занимает вертикальную или горизонтальную
                линию, отделяющую одного короля от другого.

line();

Описанные выше принципы реализованы во всех деталях в таблице советов на языке AL0, показанной на рис. 15.7. Эта таблица может работать под управлением интерпретатора рис. 15.6. Рис. 15.8 иллюстрирует смысл некоторых из предикатов, использованных в таблице советов, а также показывает, как эта таблица работает.

В таблице используются следующие предикаты:

Предикаты целей

    мат                                мат королю противника

    пат                                 пат королю противника

    потеря_ладьи              король противника может взять ладью

    ладья_под_боем          король противника может напасть на ладью прежде, чем наш
                                            король сможет ее защитить

    уменьш_простр           уменьшилось "жизненное пространство" короля противника,
                                            ограничиваемое ладьей

    раздел                           ладья занимает вертикальную или горизонтальную линию,
                                            разделяющую королей

    ближе_к_клетке         наш король приблизился к "критической клетке" (см. рис. 15.9),
                                            т.е. манхеттеновское расстояние до нее уменьшилось

    l_конфиг                      "L-конфигурация" (рис. 15.9)

    простр_больше_2       "жизненное пространство" короля противника занимает
                                          больше двух клеток

Предикаты, ограничивающие ходы

    глубина = N                  ход на глубине N дерева поиска
    разреш                           любой разрешенный ход
    ход_шах                         ход, объявляющий шах
    ход_ладьей                   ход ладьей
    нет_хода                       ни один ход не подходит
    сначала_диаг               ход королем, преимущественно по диагонали

line();

% Окончание "король и ладья против короля" на языке AL0

% Правила

        правило_края:
                     если король_противника_на_краю и короли_рядом
                     то [мат_2, потеснить, приблизиться,
                             сохранить_простр, отделить_2, отделить_3].

        иначе_правило
                     если любая_поз
                     то [ потеснить, приблизиться, сохранить_простр,
                             отделить_2, отделить_3].

% Элементарные советы

        совет( мат_2,
                     мат :
                     не потеря_ладьи и король_противника_на_краю:
                     (глубина = 0) и разреш
                     затем (глубина = 2) и ход_шах :
                     (глубина = 1) и разреш ).

        совет( потеснить,
                     уменьш_простр и не ладья_под_боем и
                     раздел и не пат :
                     не потеря_ладьи :
                     (глубина = 0) и ход_ладьей :
                     нет_хода ).

        совет( приблизиться,
                     ближе _к_клетке и не ладья_под_боем и
                     (раздел или l_конфиг) и
                     (простр_больше_2 или не наш_король_на_краю):
                     не потеря_ладьи :
                     (глубина = 0) и сначала_диаг :
                     нет_хода ).

        совет( сохранить_простр,
                     ход_противиика и не ладья_под_боем и раздел
                     и не_дальше_от_ладьи и
                     (простр_больше_2 или не наш_король_на_краю):
                     не потеря_ладьи :
                     (глубина = 0) и сначала_диаг :
                     нет_хода ).

        совет( отделить_2,
                     ход_противника и раздел и не ладья_под_боем:
                     не потеря_ладьи :
                     (глубина < 3) и разреш :
                     (глубина < 2) и разреш ).

        совет( отделить_3,
                     ход_противника и раздел и не ладья_под_боем:
                     не потеря_ладьи :
                     (глубина < 5) и разреш :
                     (глубина < 4) и разреш ).

line();



Содержание раздела








Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий